В советские годы такси отводилась роль особого общественного транспорта. Кто родился в Союзе помнят бежевый цвет и красную крышу, зеленый огонек и шашечки. Заказывать машину нужно было по телефону за несколько часов до выезда. Сейчас все проще и прозаичнее. В статье расскажем, какое раньше было такси, как работали водители, какие снимали фильмы о профессии.

Содержание

История такси в СССР

Первое упоминание о появлении такси в нашей стране относится к 1906 году. В 1909 году предприниматель Самуил Фриде основал в Санкт-Петербурге компанию «Петербургский таксомотор», затем услуга появилась в Минске и Москве. Через семь лет машин стало более пятисот.

После октябрьской революции предприятия были национализированы государством, а такси появились на улицах только во времена НЭПа. Правительство закупило около 50 машин: итальянские Фиаты и французские Рено.

Постепенно начал формироваться клиентский сервис. В 30-е годы прошлого века образовалась диспетчерская служба, в ней работало три сотрудника. Заказы принимались по телефону. Стоимость вызова составляла 2 рубля.

Спрос на услуги был огромным, автомобилей было недостаточно. Открытие завода ГАЗ проблему не решало, т.к. выпускаемые машины распределялись по государственным учреждениям, остатки передавались в таксопарки. Между вокзалами запустили многоместные авто ЗИС-110, которые стали прообразом современных маршруток.

Когда началась Великая Отечественная война, автомобили были переданы на нужды фронта.

Такси, знакомые нам по шашечкам и зеленым огонькам, появились в 1948 году. Это были знаменитые Победы. В прибалтийских республиках и южных регионах пассажиров развозили в авто с открытым верхом — кабриолетах.

С годами модельный ряд таксомоторов менялся. Появились Москвичи и Волги, причем первые относились к «эконом-классу», а вторые считались привилегированными. Впоследствии провели модернизацию экипажей — машины заменили на ГАЗ-21.

Перед олимпиадой руководство СССР решило привести систему перевозок к международным стандартам. На смену пришли авто ярко-желтого цвета с плафоном на крыше. Последнее обновление машин было в 1985 году, когда в парках появились ГАЗ-24.

После развала Союза эпоха советского такси закончилась.

Смена советского таксиста

Таксистом мог стать несудимый гражданин старше 21 года. Чтобы устроиться извозчиком, нужно было пройти строгий отбор. Водителей готовили на специальных курсах в течение 6 месяцев, учили общению с представителями ГАИ, пассажирами и специалистами диспетчерской службы.

Работа в такси была сложной, но привлекательной. Смена длилась до 15 часов. Оплачивалась исходя из коэффициента индивидуального пробега. Доводился почасовой план — 5-5,5 руб/час. В среднем за месяц выходило 170-175 рублей. Если этот показатель не выполнялся, работника наказывали.

Писалась докладная, и таксиста пересаживали на убитый транспорт. Такое авто могло ломаться на дороге по пять раз на день. Приходилось за отдельную плату эвакуировать автомобиль. Работать в убыток не хотели, поэтому старались «дружить» со всеми сотрудниками таксопарка, особенно с начальством. Только от руководства зависело, какую машину выделят и с кем поставят в смену.

Переработки в те времена не приветствовались, но, имея связи с нужными людьми, водители выходили в ночные рейсы. Дополнительным бонусом была радиостанция. Прямая связь с диспетчером позволяла получать до 15 заказов дополнительно.

Престижным считалось подвозить клиентов от вокзалов, гостиниц, ресторанов. Чтобы стоять в таких местах, нужен был блат. Договаривались и платили тем, кто контролировал лакомые точки. Эта схема существует и в наши дни.

Такси на экране: каким мы знаем его из советских фильмов

Советские фильмы о таксистах разных жанров, с одной стороны, идеализированы, с другой, заставляют задуматься о простых человеческих чувствах близких каждому.

Фильм-драма Вячеслава Сорокина «Плата за проезд» (1986). В основе сюжета житейская история бывшего автогонщика Олега Сергачева. Ежедневная рутина в таксопарке заставляет задуматься о смысле жизни. Главный герой одинок, его не покидает мысль о том, что обычная жизнь строиться не на лжи и вечном празднике, а проходит в заботах и трудностях. Сильное впечатление на Олега производят роды в машине, а поворотным моментом оказывается роковая смерть новичка-водителя. Развлечения уходят на второй план, важным становятся вечные ценности.

Комедия Виллена Азарова «Зелёный огонёк» (1964). Актер, Сергей Кузнецов, играет молодого водителя. Веселый юноша устраивается в таксопарк и для работы получает практически непригодный автомобиль «Москвич». По сюжету герой не унывает. Он добрый и отзывчивый парень, старается помочь пассажирам. В каждом видит только хорошее.

Шпионский фильм Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968). Актер, Георгий Жженов, сыграл иностранного агента, который приезжает в Советский Союз, устраивается на работу в такси. Задача шпиона — сбор сведений для зарубежной разведки об объектах, связанных с атомной промышленностью. Герой преследует еще, и личные цели: его отец уехал из страны после революции. Сын хочет отомстить за отца. Но заговор был вскрыт, Тульев перевербован. Это первый фильм тетралогии о резиденте. Кстати, к своим обязанностям таксиста он относился ответственно.

Выводы

В наши дни появились агрегаторы и приложения, сервисы воспринимаются как что-то обыденное. Проблемы с вызовом такси остались в прошлом. Но исчез флер этой профессии. Самобытность и особая атмосфера осталась в воспоминаниях и кинематографе советских времен.