С принятием Федерального закона от 29.12.2022 № 580-ФЗ наступают времена перемен для рынка такси. В этом законе устанавливаются новые нормы работы, вводятся строгие критерии для доступа водителей к деятельности в данной области и задаются рамки для тех, кто выбирает для себя статус самозанятого. Помимо этого, закон впервые определяет основы взаимоотношений между водителями и агрегаторами такси.

Этот законопроект вызвал бурное обсуждение среди специалистов различных областей. Государственные служащие, представители некоммерческих организаций, специализирующихся на вопросах пассажирских перевозок, а также представители контролирующих органов высоко оценивают значимость предстоящих изменений для обеспечения безопасности клиентов и вывода рынка из «серой» зоны. Однако сами участники рынка выразили опасения, что в законе есть скрытые положения, которые могут вызвать сбои в работе отрасли и создать массу жизненных сложностей для водителей и клиентов.

Что изменит закон о такси

Регулирование работы агрегаторов

Новый закон впервые вводит юридическую базу для работы агрегаторов — сервисов, связывающих водителей с клиентами. Это предполагает, что все операторы, действующие в этой сфере, теперь должны соответствовать определенным требованиям и работать в рамках установленных правил. Это может повлиять на тех агрегаторов, которые до сих пор оставались вне полей регулирования.

 Введение категории самозанятых водителей

Одним из самых важных изменений является признание права самозанятых на работу в такси. Это расширяет круг лиц, которые могут оказывать услуги по перевозке пассажиров, и открывает новые возможности для тех, кто хочет работать в этой области, не формируя юридическое лицо или ИП. При этом сами самозанятые будут нести такую же ответственность, как и остальные участники рынка, что обеспечивает равные условия для всех. Стоит отметить, что законодатель запрещает передачу автомобиля другим лицам, если водитель зарегистрирован как самозанятый. При нарушении этого правила лицо может лишиться профессионального статуса.

Изменения в процессе получения разрешения на работу в такси

Процесс получения разрешения на работу в такси также претерпел изменения. Теперь разрешение будет выдаваться бесплатно, но при условии предоставления набора определенных документов. Это может существенно упростить процесс вхождения в рынок для новых участников, но в то же время увеличивает ответственность за предоставление достоверной информации.

Нововведения в законодательстве, несомненно, окажут влияние на рынок такси. Они могут привести как к упорядочиванию этой сферы, так и к возникновению новых препятствий для водителей и клиентов. В любом случае, для полного понимания последствий внедрения нового закона потребуется время и анализ его применения на практике.

Проблемы, которых больше не будет

  1. Нормализация передачи машин

Закон устраняет незаконные схемы, когда нерадивые таксисты передают авто другим перевозчикам. Новые регулятивные методы  делают этот аспект более прозрачным, определяя уровни ответственности.

  1. Ответственность за медицинский контроль и техническое состояние ТС

Законодательство обязывает передающего машину обеспечивать возможность проведения предрейсового медицинского контроля и контроля за техническим состоянием авто.

  1. Ответственность агрегатора за передачу заказа нелегальному перевозчику

Теперь четко будет понятна мера ответственности за данное нарушение (передачу принятых заказов исполнителям, которые не соответствуют законодательству.

  1. Четкие требования к машине, работающей в такси

Закон определяет конкретные требования к транспортным средствам, включая визуальные элементы, такие как «шашечки» и оранжевый фонарь на крыше.

  1. Право на установку тарифов для перевозчиков:

Закон дает возможность перевозчикам самостоятельно формировать тарифы и устанавливать их на перевозку автомобильным транспортом, что облегчает их экономическое положение.

  1. Прозрачность в установлении тарифов:

Закон требует публикации новых тарифов на сайте службы заказа такси и на сайте агрегатора за три дня до вступления в силу.

Почему закон о такси вызывает вопросы у участников рынка

Закон о такси вызывает вопросы у участников рынка по разным причинам:

  • Бюрократия
  • Недостаточная прозрачность.
  • Экономическое влияние
  • Неизвестность
  • Возможные барьеры для входа на рынок

“Введение нового закона о такси является значительным шагом к формированию равных условий для всех участников этого рынка. Однако следует помнить о возможных сложностях и проблемах, которые могут возникнуть в процессе его реализации. Индустрия, государственные органы, а также водители и клиенты должны быть готовы к этим изменениям и активно участвовать в дискуссии и поиске оптимальных решений”.

Вопросы и ответы

Вопрос: Что касается нового закона, уже страшно. Будет ли агрегатор помогать в освоении нововведений?

Ответ эксперта: Понимаем ваши опасения. Новый закон действительно предъявляет ряд новых требований к водителям. Однако, большинство этих требований направлены на обеспечение безопасности и качества обслуживания. Стоит обратиться к агрегатору такси, с которым вы сотрудничаете, за дополнительной информацией и поддержкой.

Вопрос: Новый закон может привести к росту цен на такси из-за новых требований к автомобилям. Это действительно так? Насколько высокими могут быть цены?»

Ответ эксперта: Это возможно, поскольку в законе установлены новые требования к автомобилям и предложено внедрить новую систему тарифов, что может вызвать рост затрат для водителей и, как результат, увеличение цен для пассажиров. Однако, конечные цены будут зависеть от множества факторов, включая конкретные расходы водителя, расценки агрегаторов и рыночную конкуренцию