Наблюдения за работой и поведением таксистов, к сожалению, приводят к выводу, что не все из них подходят для этой профессии. Конечно, большинство работающих в нашей компании таксистов являются дружелюбными и по-настоящему профессиональными водителями, которые не только безопасно водят машину, но и с которыми можно мило пообщаться за рулем. Однако есть и те, кто совершает кардинальные ошибки, как в плане безопасного вождения, так и в плане личной культуры. Мы разработали своего рода «код таксиста» — набор советов, вытекающих как из правил ПДД, так и из хороших манер.
Профессиональный таксист осознает, что он работает поставщиком услуг и несет ответственность за жизнь и здоровье своих пассажиров.
- Если пассажир заказал такси по указанному адресу, например, под номером 16, водитель такси не должен стоять на противоположной стороне дороги (потому что он не хочет поворачивать назад) под номером 17, ожидая, что клиент перейдет через дорогу. Вы должны подъехать как можно ближе, конечно, насколько позволяют правила, и стоять на правой стороне улицы.
- Такси должно быть достаточно чистым как внутри, так и снаружи. Сиденья, усыпанные крошками от печенья или покрытые собачьей шерстью, недопустимы. На полу не должно быть слоя песка и листьев. В такси также не должно быть запаха табачного дыма.
- После посадки пассажира в такси водитель всегда должен отвечать приветствием «доброе утро», «добрый вечер». Это может показаться очевидным, но есть таксисты, которые встречают пассажира тупым вопросом: «куда?».
- Если в машину садится пассажир с багажом, водитель такси должен выйти из машины и помочь пассажиру уложить его в багажник. Дистанционное открытие багажника не очень культурно.
- Таксист не имеет права делать какие-либо замечания или выражать недовольство пассажира тем, что поездка короткая и не очень выгодная. Есть люди, у которых есть причины вызвать такси, чтобы преодолеть полтора километра расстояния. Например, больные после операции, идущие к врачу, пенсионеры с трудностями при ходьбе, но, конечно, они не должны объяснять это водителю такси.
- Таксист обязан проехать по указанному адресу кратчайшим путем. Однако пассажир имеет право выбрать другой маршрут и не обязан объясняться по этому поводу. На вопросы таксиста: «зачем нам ехать этой дорогой?» неприемлемы. Может, пассажиру просто нравится маршрут, а может, он хочет по пути посмотреть в окно своего друга. Это его дело, но никаких объяснений таксист ждать не имеет права. Максимум что можно сделать, это сообщить: «Я просто хотел указать, что маршрут, который вы выбрали, не самый короткий».
- Таксист всегда обязан включить таксометр. Это единственная основа для расчета причитающейся суммы. Не допускаются никакие «договора» или заявления таксиста: «Я могу отвезти за 500 рублей». Таксометр не должен закрываться никакими предметами, он должен быть постоянно виден пассажиру.
- Водитель такси обязан управлять автомобилем способом, не противоречащим правилам, и в то же время удобным для пассажира. Никаких резких ускорений, резких торможений (за исключением случаев, когда это необходимо для предотвращения аварии), никаких внезапных перестроений. Пассажир не должен беспокоиться о безопасности вождения в такси. Таксист не должен громко комментировать действия других участников дорожного движения.
- При проезде неровностей дороги (бордюров, ям на дороге), а также лежачих полицейских водителю такси следует значительно снизить скорость, чтобы удар транспортного средства был как можно менее сильным для пассажира. К сожалению, многие водители такси забывают, что люди на заднем сиденье страдают гораздо сильнее каждый раз, когда машину подбрасывает на кочках.
- Таксист не должен мешать разговору перевозимых пассажиров, а если и мешает, то только тогда, когда он может предоставить какую-либо информацию или помощь.
- Водителю такси не разрешается курить, есть бутерброды или напитки во время движения с пассажиром.
- После прибытия в пункт назначения водитель такси обязан рассчитать пассажира по таксометру. Пассажир может дать чаевые, но не обязан.
- Водитель такси ни в коем случае не должен брать больше пассажиров, чем позволяет техпаспорт транспортного средства. В случае аварии последствия могут быть очень серьезными. Таксист имеет полное право отказаться брать пьяных пассажиров, которые ведут себя в грубой манере и т.д.
Напоминаем, в своей работе хороший водитель должен руководствоваться правилами дорожного движения, здравым смыслом и хорошими манерами.